Главная » Статьи » Занятия |
Цель занятия: Расширить представление детей о характерных признаках зимы; её народных приметах; закрепить названия и последовательность зимних месяцев. Учить находить зимние признаки самостоятельно; уметь анализировать, сравнивать, делать выводы: развивать способность наблюдать; слушать музыку; развивать воображение; способность воспринимать красоту зимних явлений природы. Словарь: активизировать в речи детей прилагательные; учить подбирать определения к словам снег, зима, снежинка. Грамматика: учить использовать в ответах на вопросы сложноподчинённые и простые распространённые предложения. Предварительная работа: наблюдение за состоянием погоды, объектами живой природы; чтение художественной литературы, заучивание стихов о зиме; рассматривание пейзажных картин о зиме; труд на участке. Ход занятия: Звучит песня «Три белых коня» (музыка Е. Крылатова, слова А. Дербенёва). Воспитатель: «Тройка, тройка прилетела. Скакуны в той тройке белы, А в санях сидит царица – Белокожа, белолица. Как махнула рукавом – Всё покрыла серебром». Ребята, скажите, пожалуйста, о какой царице говорится в этой загадке? Дети: О зиме. Воспитатель: Хотите с ней познакомиться? Дети: Да. Воспитатель: Она пришла к нам в гости. (Входит девочка, одетая в зимнюю, нарядную одежду). Зима: Здравствуйте, ребята! Дети: Здравствуй, Зимушка! Воспитатель: Зимушка, ребята многое знают о тебе. Хочешь послушать? Зимушка: Конечно. Воспитатель: Скажите, как называется первый месяц зимы? Дети: Декабрь. Воспитатель: А как называют декабрь в народе? Дети: Декабрь – «студень», «стужайло». Воспитатель: Правильно. А без чего зимы не бывает? Дети: Без снега. (воспитатель вносит две ёмкости: со снегом и льдом). Зимушка: А какой снег? (дети трогают снег и лёд) Дети: Холодный, белый, пушистый, мягкий и др. Зимушка: А какой лёд? Дети: Холодный, твёрдый, прозрачный, хрупкий и т.д. Воспитатель: Чем они похожи? Дети: Это замерзшая вода; и снег и лёд холодные; бывают только зимой. Воспитатель: Чем снег и лёд отличаются? Дети: Снег мягкий, а лёд твёрдый; снег не прозрачный, из него можно лепить, а изо льда нельзя и т.д. Воспитатель: Молодцы, ребята. Какой второй месяц зимы? Дети: Январь – зимы государь. Это главный месяц зимы. Воспитатель: Давайте поиграем. Игра называется «Бывает – не бывает». Если вы будете согласны со мной, то хлопайте в ладоши. (воспитатель называет: падает снег; летают бабочки; цветут одуванчики; наряжают ёлку; лепят снеговика; рисуют мелом на асфальте; загорают на пляже; катаются с горки и др.). Молодцы, ребята. Давайте отдохнём. Физкультминутка. Морозы детям не беда, Им не страшны холода. Ходим в шубах и ушанках, И катаемся на санках. А потом на лыжи встанем, И с горы кататься станем. Снег пушистый все летает, А метель всё завывает. Сколько снегу намело, Все тропинки занесло. Мы дорожки разгребём И в снежки играть пойдём! Воспитатель: Зима – прекрасное время года. Многие композиторы посвящали ей музыку. Послушайте, пожалуйста. (звучит произведение П.И. Чайковского из альбома «Времена года» - «Январь»). Воспитатель: Кто сочинил эту музыку? Как она называется? Дети: П.И. Чайковский. «Январь». Воспитатель: Ребята, обратите внимание на эту картину. Какое время года на ней изображено? Дети: Зима. Воспитатель: Как вы догадались? (ребята по картине называют зимние признаки). Воспитатель: А как называется последний месяц зимы? Дети: Февраль. Воспитатель: Как его называют в природе? Дети: Февраль - бокогрей, потому что с одной стороны солнышко пригревает, а с другой – холодный ветер поддувает. Воспитатель: «Бокогрей» - сложное слово, состоит из двух: «бок» и «греть». Солнышко всё чаще начинает пригревать, но недолго. Снова возвращаются мороз и метель. Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, как называют птиц, которые остаются с нами на зиму? Дети: Зимующие птицы. (Воспитатель развешивает на доске изображения зимующих птиц). Воспитатель: «Раз, два, три, четыре, пять. Вышли птички полетать. Про кого я загадаю – Эта птичка вылетает». 1. ребёнок: «Маленькая птичка – Желтогрудая певичка. Звонко песенку поёт, Сало вкусное клюёт». (показывает изображение синицы). 2. ребёнок: «Чёрный жилет, Красный берет, Хвост, как упор, Нос, как топор». (показывает изображение дятла). 3. ребёнок: «А это кто гладенький, Аккуратненький Урчит, воркует, Дружка целует?». (изображение голубя). 4. ребёнок: «Красногрудый, чернокрылый, Любит зёрнышки клевать. С первым снегом на рябине Он появится опят». (изображение снегиря). Воспитатель: «Пусть прилетают птицы: Голуби, снегири, синицы, Чайки, вороны, воробьи – Зимою птичек накорми!». Воспитатель: Ребята, мы с вами много наблюдали за зимними явлениями природы и говорили о народных зимних приметах. Давайте их вспомним. (воспитатель начинает фразу, а ребята заканчивают). «Зима морозная – лето жаркое»; «Много снега – много хлеба»; «Белее земля – зеленее лето»; «Иней на деревьях – значит быть морозу». Воспитатель: Видишь, Зимушка, как много о тебе ребята знают. Зимушка: Мне очень понравилось. Спасибо вам. Воспитатель: Ребята, а что вам понравилось больше? (подвести итог занятия). Зимушка: Пришло время прощаться. До свидания, ребята. Дети: До свидания, Зимушка. Ждём тебя в гости через год. (Зимушка уходит). Воспитатель: Спасибо, ребята. Вы молодцы! | |
Просмотров: 528 | |
Всего комментариев: 0 | |