Главная » Статьи » Консультации для родителей

Вредные привычки у детей

   Привычки существуют в жиз­ни каждого ребенка, многие из них способствуют лучше­му приспособлению к повседневной жизни и являются частью поведения. Кроме полезных привычек, существуют так называемые вредные (патологи­ческие) привычки. В современном изменяющемся мире возрастает не­обходимость приспособления ребенка к повседневной жизни, в том числе и с помощью вредных привычек, Под вредными привычками у детей пони­мают способ снятия эмоционального напряжения, в основе которого лежит болезненная фиксация тех или иных произвольных действий.

Наиболее распространенными вредными привычками у детей являют­ся сосание пальца, сосание предметов, кусание или грызение ногтей (онихофагия), онанизм (мастурбация). Реже встречаются болезненное стремление выдергивать или выщипывать волосы (трихотилломания) и ритмическое раскачивание головой и туловищем (яктация).

    Для того чтобы помочь детям из­бавиться от патологических привычек, родителям необходимо прежде всего понимать природу этих привычек. Вредные привычки чаще всего яв­ляются проявлением нервности ре­бенка. Известно, что патологические привычки уменьшают отрицательные эмоциональные переживания у ребенка (неудовлетворенность, противоречивые чувства к близким ребенку людям) и способствуют снятию эмоционального напряжения.

       В основе любых патологических привычных действий лежит недостаток родительского внимания. В исследова­нии Е. Н. Сухановой, проведенном под нашим руководством, были изучены особенности отношения родителей к детям дошкольного возраста с пато­логическими привычками. Исследо­вание проводилось на базе ГБДОУ «Детский сад № 16» Приморского района Санкт-Петербурга. В исследо­вании приняли участие 33 человека: 12 детей дошкольного возраста, 9 матерей, 2 отца и 10 воспитателей.

   Обнаружено, что родители детей дошкольного возраста с вредными привычками отличаются воспитатель­ной неуверенностью одновременно со стремлением уделять детям много времени и внимания. Кроме этого, амбивалентный характер отношения родителей к детям с вредными при­вычками проявлялся в использовании родителями наказания за вредную при­вычку или в ее игнорировании. Было выявлено, что современные родители не связывают наличие патологической привычки с проявлениями нервности у ребенка, а педагоги не способствуют формированию адекватного отношения родителей к проявлениям патологи­ческих привычек у детей.

    Закреплению вредных привычек помогают и чувство удовольствия, ко­торое испытывает ребенок, и повышен­ное внимание окружающих взрослых к этим действиям ребенка. Необходимо помнить, что при подавлении патоло­гических привычек у ребенка усилива­ется чувство внутреннего напряжения.

    Более того, подавив одну привычку у ребенка, мы можем получить взамен другую. Особая трудность заключается и в том, что у детей может отмечаться активное сопротивление попыткам взрослых устранить привычные и при­ятные для ребенка действия.

Наряду с общими чертами патоло­гические привычные действия имеют присущие каждому из них особенности, а значит, и способы преодоления.

Сосание пальца

Основной причиной появления этой вредной привычки является неудов­летворенность инстинкта сосания у ребенка. При этом если беременность матери сопровождается сильными переживаниями, то для их уменьше­ния и успокоения ребенок еще до рождения в утробе матери начинает сосать палец, впоследствии сохраняя и после рождения этот способ ус­покоения. Затруднения при грудном вскармливании, отсутствие грудного вскармливания или его недостаточная продолжительность, ранний переход к искусственному вскармливанию, резкое ограничение сосания соски-пустышки — все это в сочетании с неблагоприятными психологическими факторами создает условия для появ­ления этой вредной привычки.

Приведем пример. Мой сын Саша, ему 3 года 8 месяцев, сосет большой палец. Саша сосал палец с самого рождения. Соску сыну мы не давали, я слышала о том, что от соски ребенка очень трудно отучить. Что мы только ни делали: мазали палец горчицей, перцем, алое, йодом — па­лец от всего этого был коричневый. Кроме этого, мы пугали Сашу: «Бабка Ежка придет и твой пальчик забе­рет», «Зубки будут кривые» и т.п. Дедушка (мой папа) советовал нам с мужем не обращать внимания на то, то Саша сосет палец, но сейчас и дедушка тоже сдался и наказывает Сашу за сосание пальца, как и мы. Последнее время эта вредная при­вычка стала появляться не только дома перед сном, но и на прогулке в детском саду. А вчера воспитательница мне сделала замечание: «Ваш сын сосет палец!» Не знаю, как отучить сына от этой вредной привычки.

Психологической причиной, спо­собствующей возникновению сосания пальца у ребенка, является недо­статочное эмоциональное принятие ребенка матерью, что проявляется в отсутствии ласки у матери по отно­шению к ребенку, нежелании матери заботиться о ребенке и передаче малыша на воспитание кому-либо. Сосание пальца помогает ребенку уменьшить беспокойство, если матери нет рядом длительное время. В любом случае сосание пальца выступает для ребенка как средство компенсации недостающего внимания матери и как способ успокоения в ситуации волнения и беспокойства.

Приведем пример. У меня ма­ленькая дочка Настя, ей 2 года и 3 месяца, она сосет пальцы на ле­вой руке (указательный и средний одновременно). По всей видимо­сти, это заменяет ей соску. Когда Насте было полгода, мы решили больше не предлагать ей соску, но в итоге получилось, что вместо соски дочка стала сосать пальцы. Я надеялась, что к полутора-двум годам все пройдет, и ничего, кроме уговоров и угроз, не предпринимала. Но Настя сосет пальцы, я замечаю это у нее в течение дня несколько раз, чаще всего тогда, когда она не занята игрой и перед сном. Мой муж считает, что Настя вырастет и перестанет сосать пальцы, тут беспокоиться не о чем, а моя мама сильно переживает по этому поводу и постоянно напоминает Насте о том, что не надо сосать пальцы. Недавно мы стали говорить Насте, что у нее в животике заведутся чер­вяки, ведь она сосет грязные пальцы. Это тоже не помогает!

 

Памятка для родителей «Если ребенок сосет палец»

Что нужно делать?

  1.  Постараться понять причину сосания пальца (компенсирует недостающее внимание к себе, стабилизирует свое эмоциональное состояние и др.).
  2. Придумать, что можно предло­жить ребенку взамен этой привычки, доставляющей удовольствие. Напри­мер, перед засыпанием читать книжки, которые будет держать ребенок.
  3. Установить доверительный кон­такт с ребенком.
  4. Позаботиться о своевременном успокоении ребенка, если он волну­ется, и снятии беспокойства.
  5. Разумно использовать соску в раннем возрасте.
  6. Создать условия для разнооб­разия впечатлений ребенка.
  7. Использовать при взаимодейст­вии с ребенком подвижные, эмоцио­нально насыщенные игры, такие как любимые всеми детьми народные игры «пятнашки», «жмурки», «прятки» и другие.

Чего делать нельзя?

  1. Намазывать палец чем-то горь­ким и неприятным, например гор­чицей.
  2. Всячески пытаться запретить ребенку сосать палец.
  3. Резко отбирать соску у ребенка в раннем возрасте, например выбра­сывать соску у годовалого ребенка, потому что он уже большой и т. п.
  4. Привлекать к этой вредной при­вычке негативное внимание малыша, говоря ему например: «Я тебя накажу если еще раз увижу палец во рту».
  5. Пугать ребенка всевозможными страшными историями про мальчиков и девочек, у которых завелись в жи­воте червяки, потому что они сосали палец и т. п.
  6. Излишне ограничивать действия и проявления ребенка.
  7. Способствовать усилению на­пряжения и беспокойства у ребенка семейными конфликтами и скандала­ми, в том числе по поводу сосания пальца.

Сосание предметов

Причины возникновения такой вредной привычки, как сосание пред­метов, имеют сходные причины с вредной привычкой сосания пальца.

Вместе с тем есть и отличия: люби­мый предмет, который ребенок сосет (это может быть тряпочка, игрушка и др.), символизирует друга, с которым ребенок взаимодействует, общается, доверяет свои переживания. Соот­ветственно и направленность помо­щи ребенку при сосании предметов должна включать усиление социального взаимодействия, тогда на суррогатного друга не останется времени, да и потребность в нем отпадет.

 

Памятка для родителей «Если ре­бенок сосет предметы»

Что нужно делать?

  1. Наполнить жизнь ребенка вза­имодействием со сверстниками.
  2. Узнать, чем любит заниматься ребенок, и предоставить ему возмож­ность для любимых занятий.
  3. Заинтересовать ребенка новыми увлечениями, играми, занятиями.
  4. Присмотреться, с кем играет ребенок, для того чтобы помочь ему обрести настоящего друга.
  5. Установить доверительный кон­такт с ребенком.
  6. Пригласить предпочитаемого ребенком сверстника для совместных игр, походов в театр, кино и т. п.
  7. Позаботиться о своевременном успокоении ребенка, снятии излишнего беспокойства и напряжения.

Чего делать нельзя?

  1. Наказывать ребенка за такую привязанность.
  2. Отбирать тот любимый предмет, который сосет ребенок.
  3. Говорить об этом нарушении, то есть фиксировать его словами в сознании ребенка.
  4. Подчеркивать и закреплять вред­ную привычку постоянными напомина­ниями о том, что так делать нельзя.
  5. Излишне ограничивать действия и проявления ребенка, способствуя усилению его напряжения и беспо­койства.
  6. Запрещать играть с теми детьми, которые вам не нравятся, но вызывают симпатию у вашего ребенка.
  7. Стыдить ребенка перед сверст­никами за то, что он сосет предметы.

Кусание или грызение ногтей (онихофагия)

Кусание или грызение ногтей явля­ется той привычкой, которая у ребенка легко возникает и очень долго затуха­ет. Кусание или грызение ногтей, так же как кусание и сосание губ, носит непроизвольный характер и способст­вует снятию напряжения у ребенка. Обкусываться могут не только высту­пающие части ногтей, но частично и прилегающие участки кожи, что часто приводит к воспалительным явлениям. Помимо этого, обкусывание ногтей мо­жет сопровождаться их проглатыванием.

Грызение ногтей, как и сосание пальца, возвращает ребенка в период младенчества. Привычка кусать или грызть ногти может возникнуть у ре­бенка при невозможности выплеснуть агрессию вовне, отомстить обидчику за нанесенные оскорбления. Эта вредная привычка является актом аутоагрессии. Во время грызения ногтей ребенок дает выход своей агрессии, напряжен­ности, психологического дискомфорта, раздражения и получает удовольствие. Если ребенок недостаточно выражает эти свои отрицательные чувства, они копятся у него и, не находя выхода, переполняют ребенка, именно в этом случае грызение ногтей ребенком воспринимается как спасение.

Памятка для родителей «Если ре­бенок грызет ногти»

Что нужно делать?

  1. Необходимо научить ребенка адекватным способам выражения агрес­сии. Можно, например, пинать ногами и колотить руками специальную подушку.
  2. Позволять ребенку свободно адекватными способами выражать свою агрессию и гнев.
  3. Отказаться от упреков, угроз и наказания за кусание или грызение ногтей.
  4. Понять, что происходит с ребен­ком, причины, по которым возникла эта вредная привычка.
  5. Переключать и отвлекать ребенка в момент грызения ногтей.
  6. Уменьшить чрезмерные требо­вания к ребенку.
  7. Необходимо настроиться на длительный период затухания этой привычки, он примерно равен периоду ее протекания.

Чего делать нельзя?

  1. Интеллектуально перегружать ребенка в ущерб другим сторонам психического развития.
  2. Говорить ребенку про грызение ногтей, тем самым фиксировать слова­ми в сознании ребенка эту привычку.
  3. Запрещать ребенку грызть ногти.
  4. Проявлять непоследовательность в воспитании ребенка.
  5. Угрожать, упрекать и наказывать ребенка за эту вредную привычку.
  6. Сдерживать ребенка в адек­ватном выражении гнева и агрессии.
  7. Предъявлять к ребенку чрез­мерные требования.

Онанизм (мастурбация)

Под онанизмом (мастурбацией) понимается раздражение половых органов руками, сжатием ног, трением о различные предметы и т. п. Онанизм (мастурбация) в раннем возрасте может возникнуть при знакомстве ребенка со своим телом, когда им движет любопытство первооткрывателя.

Чаще онанизм (мастурбация) от­мечается у девочек, предпочитающих мальчишеские игры девчоночьим за­нятиям, и у мальчиков с сильно вы­раженными мальчишескими чертами поведения. Предпосылкой возникно­вения онанизма (мастурбации) может являться активный темперамент ребен­ка и соответствующая ему повышенная потребность в снятии напряжения. Такая же повышенная потребность может возникнуть при нарушенных семейных отношениях у нервно-со­матически ослабленного ребенка с повышенным уровнем возбудимости.

Приведем пример. У моих зна­комых девочка, ей почти 4 года, стала заниматься мастурбацией необычным способом. В квартире живет маленькая собачка, на кото­рую девочка украдкой от бабушки и дедушки садится верхом и трется о собачку ногами. Перед сном у девочки руки постоянно между ног, так она быстрее засыпает. Отца девочке никогда не видела, а мать, родив ее в 16 лет, оставила на воспитание своим родителям и уехала устраи­вать личную жизнь.

Другой причиной появления этой вредной привычки могут быть такие нарушения в воспитании, как излишняя строгость, ограничение активности г физические наказания. Способствует появлению этой вредной привычки и другая крайность при воспитании ребенка: чрезмерные ласки, поцелуи в губы, нахождение в одной постели с ребенком и излишне тщательное соблюдение гигиенических мероприя­тий. Кроме этого, появлению онанизма (мастурбации) способствуют повы­шенная потливость ребенка, тесная одежда и глисты острицы.

Памятка для родителей «Если ре­бенок занимается онанизмом (мас­турбацией)»

Что нужно делать?

  1. Понять, что именно в вашем поведении вызывает напряжение ребенка, заставляющее его получать краткое удовольствие и расслабление (излишняя строгость, недостаток тепле и непосредственности в выражении чувств, ограничение активности, за­преты, физические наказания и др.)
  2. Научить своего ребенка, как можно разными способами получать удовольствие. Составить для ребенка «меню удовольствия»: «Чем ты любишь заниматься, что тебе нравится...»
  3. Разнообразить способы полу­чения удовольствия.
  4. Отвлекать ребенка более при­ятным и интересным занятием.
  5. Расширить круг интересов ре­бенка и общение со сверстниками.
  6. Повышать активность в движе­ниях, в способах выражения чувств.
  7. Включить в жизнь ребенка оз­доровительные мероприятия, направ­ленные на повышение чувства тела купание, обливание, обтирание.

Чего делать нельзя?

  1. Усердствовать при купании ре­бенка, проявляя при этом усиленное внимание к половым органам ребенка.

2.     Чрезмерно ласкать и целовать ребенка в губы, качать ребенка на одной ноге, одевать ребенку тесную

3.     Находиться в одной постели с ребенком и оставлять ребенка надолго в постели без сна.

4.    Наказывать ребенка за онанизм мастурбацию). Шлепки и порка спо­собствуют приливу крови к половым органам ребенка, вызывая раздраже­ние генитальной области тела.

  1. Упрекать и стыдить ребенка за эту вредную привычку.
  2. Насильно кормить ребенка, вызывая у него во время еды отри­цательные чувства, что способствует выключению чувствительной зоны рта и языка и включению зоны половых органов (эти две зоны тела рефлекторно связаны).
  3. Отдавать предпочтение в пита­нии ребенка сладкой, экстрактивной и мясной пище.

Чем больше усердствовать в своем стремлении убрать, ликвидировать внешний атрибут проблемы — будь то сосание пальца, предметов, грызение ногтей или онанизм (мастурбация), тем меньше шансов устранить причину появления привычки. Для устранения вредных привычек большое значение имеют нормализация внутрисемейных взаимоотношений, адекватное отно­шение к ребенку и удовлетворение его потребности в эмоциональной теплоте и ласке.

 

Е.Е.Алексеева

Журнал «Дошкольная педагогика» №9/2016 г.

Категория: Консультации для родителей | Добавил: moldra2 (23.03.2017) | Автор: Кычакова Н.В.
Просмотров: 652 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar