К концу первого года ребёнок понимает обращённую к нему речь, может выполнить простые просьбы взрослых, подкреплённую жестами («поцелуй маму», «дай ручку»). В активной речи малыша появляются первые «лепетные» слова. Запас слов не одинаков: от 2-3 до 15-20 слов. Есть и те, которые не имеют в активном словаре слов, но демонстрирующие приличное понимание речи. Обычно, малыш произносит ударные слоги знакомых слов: «КА» - каша, «ПУ» - капуста; простые двусложные слова, состоящие из двух одинаковых слогов: «МАМА», «ПАПА», «БАБА» и т.д. К концу первого года обычно ребёнок усваивает звуки А О У М Б П Г К.
К двум годам дети понимают обозначаемые на простых сюжетных картинках действия и предметы.
Малыш понимает значение пространственных предлогов (положи на стол, сядь на стул).
Может выполнить просьбу взрослого, состоящую из двух частей (пойди на кухню и принеси ложку).
Уже понимает обобщающее значение однородных предметов (любой стол- это стол, любой стул- это стул).
К концу второго года в активном словаре ребёнка может насчитываться от 50 до 400 слов. Обычно это слова - существительные, обозначающие игрушки и окружающие ребёнка бытовые предметы, а так же глаголы, обозначающие простые действия.
Малыш может задавать вопросы: «Что это?», «Как это называется?».
Ребёнок пользуется предложениями, состоящими из 2-4 слов, но речь пока аграмматична.
Характерно неправильное звукопроизношение многих звуков.
Наблюдается неустойчивое произношение многих слов: может сказать слово верно, может заменить какой-то звук, или не произнести какой- либо звук вообще.
Слоговая структура многосложных слов так же нарушена (не произносят слог в середине слова).
Используют местоимения Я, ТЫ, МНЕ.
Обычно ребёнок усваивает звуки П Б М A В Т Д Н К Г Х.
Некоторые дети говорят слабым, тихим голосом.
К 3 годам ребёнок использует фразы из трёх слов. Понимает и начинает использовать в речи множественное число существительных и глаголов.
Называет своё имя, пол, возраст.
Выполняет задания «положи кубик под подушку» и т.д.
Ребёнок начинает понимать не только речь-инструкцию, непосредственно связанную с тем, что он видит, но и речь-рассказ, содержащую сообщения о предметах и явлениях, которых в настоящий момент нет перед глазами. Это очень важный момент в речевом развитии ребёнка - он получает возможность познавать действительность через слово, а не только из непосредственного опыта.
Малыш постепенно начинает внимательно слушать и понимать небольшие рассказы с новым содержанием. Причём это такие рассказы, которые ребёнок слушает без помощи иллюстраций. Это очень важно - понимать речь саму по себе. Без использования жестов, картинок и игрушек, тот кто говорит, может только с помощью речи передать слушающему то, что хочет сказать «Во-о-о-т какой большой торт принёс папа!»
Рассказы, которые рассказывает взрослый малышу должны быть небольшими и представлять собой чёткую последовательность нескольких простых и определённых событий, каждое из которых понятно и знакомо ребёнку. Их цель - научить ребёнка воспроизвести в воображении то, о чём говориться в рассказе.
Вспомним рассказ Л.Н. Толстого для детей: «Пришла вода, потекла вода. Дети взяли дощечки, сделали лодочку, пустили лодочку по воде. Лодочка поплыла, а дети бежали за ней, кричали, ничего впереди себя не видели и в лужу попали». Здесь всего лишь несколько простых действий составляют понятное детям событие. Значение и ценность таких классических рассказов в том, что взрослый, начиная с несложных маленьких повествований, постоянно приучает ребёнка слушать и понимать всё более сложные рассказы.
|