Главная » Статьи » Консультации для родителей

Психологическое здоровье ребенка дошкольного возраста

   Психологическое здоровье отно­сится к одной из не теряющих своей актуальности проблем, поскольку выступает фундаментальным ус­ловием полноценного функционирования и непрерывного развития личности, обеспечивает человеку гармонию с самим собой и окружающей средой. Активный интерес к данной проблеме связан в том числе с устойчивой тенденцией ухудшения психологического здоровья детей. Возрастают риски образовательной среды, связанные с новой ситуацией социального развития детства, с повы­шением требований к развитию личности.

   В Федеральном государственном образовательном стан­дарте дошкольного образования (2013 г.) первой задачей, на решение которой он направлен, выступает охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия, что отражено также в требованиях к содержанию образовательной про­граммы дошкольного образования, условиям ее реализации, результатам освоения. Признание психологического здоровья детей одной из главных целей психологической работы в образовательном учреждении окончательно утвердилось на II Всероссийском съезде психологов образования (Пермь, 1995 г.). В целом можно говорить о том, что сохранение психологического здоровья ребенка является одним из важных условий и результатов эффективной организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.

   Вместе с тем, на наш взгляд, в образовательной и психологической практике нет четкой связи между осуществляемой деятельностью в рамках психолого-пе­дагогического сопровождения развития ребенка и самим понятием психологического здоровья. Данная проблема может быть обусловлена недостаточной определенностью термина «психологическое здоровье», его критериев. Как пишет А. В. Шувалов, критические замечания в отношении данного понятия заключаются в том числе в его мета­форичности и невнятности, неохваченности формальной дефиницией. Также он говорит о том, что психологическое здоровье является в первую очередь контекстным понятием (а не диагностическим), фокусирующим внимание педагогов и специалистов на профессиональной сверхзадаче — раз­витие ребенка как личности. Понятие психологического здоровья применительно к детям дошкольного возраста на сегодняшний момент также не имеет своего четкого определения.

   Таким образом, определяя психологическое здоровье в качестве основы психолого-педагогического сопровождения развития ребенка, принципиальное значение имеет определение понятия психологического здоровья и его критериев применительно к детскому возрасту. Сразу заметим, что наряду с понятием психологического здоровья используется понятие психического здоровья. Данные термины зачастую рассматриваются авторами как синонимичные. Так, 3. К, Давлетбаева, используя в своем исследовании понятие «психическое здоровье», объясняет это большей разработанностью данного термина. Также она замечает, что понимание термина «психическое здоровье» подразумевает и наличие термина «психологическое здоровье". Под психическим здоровьем ребенка автор понимает его эмоциональное благополучие, обусловленное высоким качеством взаимодействия со значимыми взрослыми, личностную адаптированность и нормативное проявление психического.

   Мы разделяем позицию О. В. Хухлаевой, согласно которой психическое здоровье характеризуется показателями адаптированности личности. Опираясь на критерии психического здоровья, выделенные Е. И. Изотовой, можно говорить о том, что показателями адаптированности могут выступать:

  • адекватность отражения действительности;
  • адекватность реагирования;
  • адекватный возрасту уровень зрелости эмоционально-волевой и познавательной сфер личности;
  • адаптивность в микросоциальных отношениях;
  • способность самоуправления поведением, разумного планирования жизненных целей и поддержания активности в их достижении.

   Для психического здоровья норма — это отсутствие патологии, симптомов, мешающих адаптации человека в обществе. Для психологического здоровья норма — это присутствие определенных личностных характеристик, позволяющих человеку развиваться самому и способствовать развитию других.

   И. В. Дубровина также определяет различия в понятиях психического и психологического здоровья и дает их определения применительно к детскому возрасту. По ее мнению, понятие «психическое здоровье» имеет отношение к развитию психических процессов. Основу психического здоровья составляет полноценное психическое и личностное развитие ребенка на всех этапах онтогенеза. Понятие «психологическое здоровье» относится к личности в целом, это целостность, самодостаточность, богатство личности. Забота о психологическом здоровье предпола­гает внимание к внутреннему миру ребенка, его чувствам, интересам, способностям, его отношению к себе и др., окружающему миру, к жизни как таковой, помощь ребенку в овладении средствами самопонимания, самопринятия и саморазвития в контексте гуманистического взаимодействия с окружающим.

   Таким образом, понятие психологического здоровья в целом ориентирует на создание условий, способствующих развитию личностной индивидуальности ребенка, а также его духовного начала, ориентации на абсолютные цен­ности. Последнее представляется принципиально важным. Если у человека нет этической системы, то невозможно говорить о его психологическом здоровье. Это особенно актуально для современного социума, одной из серьезных проблем которого, по мнению Т. П. Абдуловой, является индивидуализм, разобщенность людей. Это относится и к детскому сообществу. Современный ребенок реже включен в отношения сотрудничества с другими детьми, нет таких дворовых компаний, как раньше, много однодетных семей, дети зачастую не посещают детские сады, игрушек много, но многие ориентируют на индивидуальное использование и тп. Вместе с тем большинство авторов в качестве одного из важных критериев психологического здоровья выделяют и направленность на других людей, способность к глубоким межличностным отношениям, стремление к гуманистическим ценностям в целом. «Отчуждение, т. е. бытие вне взаимо­отношения, — это ад. Это то состояние, которое влияет фактически на каждый аспект жизни личности. Каждый ребенок хочет быть „во взаимоотношении", быть самими взаимоотношениями, а не просто выжить или справиться с проблемой. Когда дети „находятся во взаимоотноше­нии" — это тот вид существования, при котором, общаясь с другими, с миром природы и идей, они могут быть са­мими собой... Дети хотят быть во взаимоотношении как со значимыми взрослыми своего мира, так и со сверстниками. Дети чувствуют себя несчастными, когда они вне взаимо­отношения... Дети хотят таких взрослых, которые сделали бы для них возможным пребывать во взаимоотношении».

   Итак, забота о психологическом здоровье детей предпо­лагает и развитие их межличностных отношений. Развитие индивидуальности, признание достоинств ребенка не должно фиксировать его на самом себе, порождать разобщенность между детьми. Е. О. Смирнова и В. М. Холмогорова предла­гают оригинальную программу формирования межличностных отношений детей, главным инструментом которой является система игр, позволяющих детям пережить чувство общности друг с другом, учиться замечать достоинства и переживания сверстника и помогать ему в игровом и реальном взаимо­действии. В данном контексте представляется актуальным гуманитарно-антропологический подход к проблеме психологического здоровья (А. В. Шувалов). В контексте ступает духовное возрастание как преодоление самости в развитии способности к децентрации, самоотдаче и любви (в гуманистическом подходе — личностный рост как утверж­дение самости в наращивании способности полноценного функционирования в условиях индивидуальной жизни). Как отмечает автор, образование, полагающее нормой ценность саморазвития, становления ребенка субъектом своей жиз­ни, актуализации его личностного начала, формирующего с необходимостью нравственную позицию человека, является естественной формой поддержания психологического здо­ровья детей. Психологическая помощь при этом затрагивает духовно-душевную сущность человека и поэтому соотносима с нравственными аспектами жизни.

   Рассматривая проблему психологического здоровья ребен­ка, И. В. Дубровина обращается также к проблеме смысла, наиболее полно представленной в теории В. Франкля. На наш взгляд, это еще один из принципиально важных аспектов психологического здоровья ребенка. Человек психологически здоров (гармоничен, счастлив), если он обрел себя, нашел свою стезю, его жизнь наполнена смыслом. И у ребенка надо воспитывать готовность к нахождению смысла. Одним из важнейших условий становления психологического ребен­ка выступает «всемерная поддержка развития рефлексии, когда взрослый побуждает ребенка к пониманию себя, своих особенностей и возможностей, причин и последс­твий своего поведения». Как показывают исследования Н. А. Горловой, если раньше у детей был хорошо развит подражательный рефлекс и они старались повторять действия за взрослым, то у современных детей преобладает рефлекс свободы — самостоятельное выстраивание стратегии своего поведения. И если ребенок понимает и принимает смысл поступка или действия, которое он должен совершить, то он будет его выполнять. Если нет, то откажется, выражая протест вплоть до агрессии.

   Наряду с понятием психологического здоровья детей важное практическое значение представляют его критерии, которые позволят судить о состоянии личности ребенка в процессе психолого-педагогического сопровождения. Об­щепринятые критерии психологического здоровья ребенка не выделены, рассмотрим некоторые подходы к данной проблеме.

   Одним из основных показателей психологического здо­ровья ребенка является его эмоциональное благополучие. Эмоциональное благополучие представляет собой устой­чиво положительное эмоционально комфортное состояние ребенка, являющееся основой его отношения к миру. На наш взгляд, встречающиеся в отдельных исследованиях критерии (показатели) эмоционального благополучия ребен­ка представлены недостаточно четко и не могут выступать ориентирами в практике работы с детьми. Кроме того, большее внимание уделяется показателям эмоционального неблагополучия. Л. В. Самарина выделяет показатели эмо­ционального благополучия, которые, с нашей точки зрения, являются возможными для использования в практической деятельности и позволяют судить о состоянии ребенка.

  • Ребенок демонстрирует открытость и восприимчивость.
  • Ребенок демонстрирует гибкость (не боится попро­бовать новые дела или идеи).
  • Ребенок демонстрирует контакт с самим собой.
  • Ребенок демонстрирует уверенность в себе (есть вера в собственные силы и возможности, не боится делать ошибки; от ребенка нелегко отделаться; ребенок чувствует, что его ценят; ребенок может исследовать и рисковать в рамках собственной среды; у ребенка появляется гордость собой и своими достижениями; демонстрирует целеуст­ремленность; организует собственную среду; действует от собственного имени).
  • Ребенок демонстрирует положительную самооценку (проявляет уважение к собственной культуре и убеждениям; осознает потребности; осознает, что его ценят, показывает другим свои собственные потребности или чувства; обсуж­дает конфликтные ситуации и решает их; демонстрирует чувство юмора).
  • Ребенок демонстрирует безопасную привязанность (ясно показывает привязанность к друзьям, окружающим его детям и более широкому окружению; проявляет чувство принадлежности к своей среде).
  • Ребенок демонстрирует способность защитить и утвердить себя.
  • Ребенок демонстрирует эмоциональную грамотность (может выражать целый ряд эмоций и работать с ними; проявлять живость увлеченность, радость и энергию; де­монстрирует, что чувствует себя надежно, безопасно и доверяет миру; демонстрирует, что все лучше понимает нравственные ценности собственного окружения).
  • Ребенок демонстрирует радость без границ.
  • Ребенок демонстрирует расслабленность и внут­реннее спокойствие.

В. Э. Пахальян считает, что о психологическом здоровье ребенка в целом можно судить по наиболее значимым возрастным характеристикам его развития. Действительно, психологическое здоровье как динамическое состояние внутреннего благополучия личности позволяет человеку ак­туализировать свои индивидуальные и возрастно-психологи­ческие возможности на любом этапе развития. В примерной основной образовательной программе дошкольного образо­вания (2015 г.) основные характеристики развития ребенка представлены в виде изложения возможных достижений воспитанников на разных возрастных этапах дошкольного детства. Отмечается, что степень реального развития этих характеристик и способности ребенка их проявлять к мо­менту перехода на следующий уровень образования могут существенно варьировать у разных детей в силу различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка.

Рассматривая возрастные характеристики развития ребенка как показатели психологического здоровья, хотим остановить внимание на двух моментах. Критерии психологического здоровья взрослого человека (в сложившемся виде) представляют собой характеристики зрелой личности. Психологическое здоровье — это прижизненное образова­ние, хотя его предпосылки возникают еще в пренатальном периоде. По мнению И. В. Дубровиной, психологическое здоровье ребенка и взрослого отличаются совокупностью личностных новообразований, которые должны присутство­вать у взрослого, но еще не развились у ребенка. Так, в качестве критериев психологического здоровья взрослого человека (критериев зрелой личности) выделяют, в частно­сти, такие, как адекватная самооценка, социальный интерес, самопринятие, самопознание, самоуправление, креативность и др. У ребенка сформированность данных черт будет определяться соответственно возрасту (и индивидуальным особенностям). Например, говоря об адекватной самооценке как о критерии психологического здоровья, у ребенка до года проявление данного критерия можно рассматривать как формирование зачатков самосознания личности в виде эмоционально окрашенных самоощущений, в раннем воз­расте — зарождение первичной недифференцированной самооценки как эмоционального и бессознательного отно­шения к себе и своим возможностям, к концу дошкольного возраста — появление собственно самооценки, которая начинает выполнять регулирующую функцию, приобретает черты устойчивости и адекватности.

Также нужно учитывать, что некоторые особеннос­ти детской психики, качественно отличаясь от психики взрослых и детей старшего возраста, позволяют ребенку достигать важных вех в развитии. В контексте пробле­мы психологического здоровья эти особенности детской психики могут не отвечать требованиям к психологически здоровой личности, но адекватны возрасту, закономерны и целесообразны. Например, мы уже упоминали об адекват­ной самооценке как о критерии психологически здоровой личности. Но присущее детям раннего и дошкольного возраста завышенное представление о своих возможностях (которое выступало бы помехой для развития в старшем возрасте), по мнению Е. В. Кучеровой и М. И. Лисиной, имеет закономерный характер и полезно для развития. Или импульсивность как особенность поведения ребен­ка в первые годы жизни также, по-видимому, нужна для его развития, так как позволяет переключаться с одного предмета на другой и получать больше новых впечатлений. В качестве важных психологических особенностей детей трех лет отмечают индивидуализм, проявляющийся в том, что ребенок не всегда испытывает чувство стыда за то, что ударил сверстника, отобрал у него игрушку, разрушил постройку и т. п., агрессию как важнейшую форму детской активности в этом возрасте. Данные проявления традици­онно рассматривают как признаки эмоционального небла­гополучия, но для детей данного возраста они являются нормой развития (следует заметить, что нужно различать возрастную агрессию и эгоцентризм от уже сложившихся особенностей личности ребенка и др. факторов). Сюда же относится и вопрос о возрастных страхах детей и мн. др.

Таким образом, для понимания психологического здоровья ребенка чрезвычайно важно знать и правильно понимать психологические особенности каждого возраста, а также закономерность, последовательность развития каждой пси­хологической функции.

Поскольку психологическое здоровье связано со здо­ровьем психическим, рассмотрим критерии психического здоровья ребенка. Они достаточно четко представлены в учебном пособии Е. И. Изотовой и, на наш взгляд, по своей сути имеют прямое отношение к психологическому здоро­вью. Также данные критерии содержательно пересекаются с критериями, представленными выше.

  • Объективные критерии: реальные достижения в пси­хическом развитии ребенка, во многом характеризующие психологический возраст: мотивационно-потребностный блок (активность личности); блок общих способностей (познавательные, коммуникативные и рефлексивные); блок системы ценностей (нравственная позиция); содержа­тельный блок — владение продуктивными и процессу­альными видами деятельности, элементарная эрудиция ребенка.
  • Субъективные критерии: переживание ребенком эмоционального комфорта и благополучия; положительное отношение к действительности; адекватная самооценка.

Подводя итоги вышесказанному, выделим некоторые аспекты в организации и содержании психолого-педаго­гического сопровождения развития ребенка в дошкольной образовательной организации. Основным и смыслообра­зующим видом деятельности, на наш взгляд, должна вы­ступать профилактика, направленная на создание условий, максимально благоприятных для развития ребенка. При этом другие виды работы с детьми приобретают соответст­вующую профилактическую направленность. Так, в практике работы, на наш взгляд, одной из главных задач диагностики детей зачастую выступает определение уровня актуального развития ребенка, его соответствие или несоответствие условной возрастной норме. Не снижая важности данной задачи, принципиально важным является не только выявле­ние неблагополучия в развитии ребенка и в педагогическом процессе, но обязательно изучение индивидуально-психо­логических особенностей детей, определение позитивных сторон. Особое внимание в диагностике уделяется изучению отношений между всеми участниками образовательного процесса, условий оптимального развития ребенка. Наряду с использованием традиционных диагностических методик целесообразно применение и неформализованных методов (наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности и др.). позволяющих получить качественную информацию об индивидуальных особенностях ребенка, взаимоотношениях всех субъектов образовательного процесса и др.

Основными направлениями развивающей работы будут выступать раскрытие и актуализация возможностей ребенка, его духовного начала, развитие субъектности, общения и межличностных отношений со взрослыми и сверстниками, игры и других видов детской деятельности. Одним из важных условий становления психологического здоровья ребенка, по мнению О. В. Хухлаевой, выступает наличие у него опыта самостоятельного преодоления препятствий. На наш взгляд, особую актуальность в современных условиях приобретает обучение детей способам защитно-совладающего поведения в разного рода трудных жизненных ситуациях. Особого вни­мания заслуживают повседневные неприятности, которые с большой вероятностью могут встретиться в жизни практически каждого ребенка. Их влияние на развитие детской личности крайне велико. Именно в таких обыденных повседневных ситуациях, которые необходимо постоянно преодолевать, находить решения, у ребенка формируется собственное отношение к трудностям, апробируются разные способы действия и, таким образом, приобретается удачный или неудачный опыт преодоления препятствий, вырабатывается определенная тактика поведения.

 

Н.В.Александрова, И.И.Куприянова, А.В.Черкунова

Журнал «Дошкольная педагогика» №9/2016 г.

 

Категория: Консультации для родителей | Добавил: moldra2 (30.03.2017) | Автор: Кычакова Н.В.
Просмотров: 691 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
avatar