Главная » Статьи » Из опыта работы

Патриотическое воспитание детей в детском саду через разные виды деятельности

«Как нет человека без самолюбия,

так и нет человека без любви к отечеству,

и эта любовь дает воспитанию

верный ключ к сердцу человека.»

К.Д. Ушинский.

     На сегодняшний день, в связи с введением ФГОС в дошкольное образование, каждому из нас, педагогу, стоящему у истоков детства, необходимо четко понимать, что в наших руках находится самое ценное в жизни человека – это ребенок. Одна из основных составляющих педагогической компетентности воспитателя, наш взгляд, это уважение и признание личности воспитанника, поддержка детской уникальности. Оттого насколько мы взрослые, будем этим руководствоваться, зависит будущее развитие ребенка-дошкольника.

     В последнее время чрезвычайно актуальной стала проблема патриотического воспитания подрастающего поколения. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру. Оно формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к ближним, к детскому саду, к родным местам, где он родился. Дошкольный возраст как период становление личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым относится чувство патриотизма.

     В своей работе мы уделяем внимание следующим вопросам:

— воспитанию у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

— формированию бережного отношения к природе и всему живому;

— воспитанию уважения к труду (человеку-труженику, результатам его труда);

— развитию интереса к русским традициям и промыслам;

— формированию элементарных знаний о правах человека;

— расширению представлений о городах России;

— знакомству детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

— развитию чувства ответственности и гордости за достижения страны;

— воспитанию уважительного отношения к защитникам Отечества, традициям государства, общественным праздникам;

— формированию толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

     А начиналось все с НОД, которые помогали обратить внимание детей на самих себя, на основе познания себя формировать представления о семье, родословной, воспитывать гордость за принадлежность к своему роду, желание стать продолжателем лучших традиций своих предков.

Занимаясь воспитанием любви детей к своим родным и семье, мы решили привлечь родителей к составлению родословной, в которой они подробно рассказали о семейный традициях. Оформили выставку семейного древа. Каждый родитель подошел к этому вопросу по-особенному. Дети подолгу рассматривали выставку и с гордостью рассказывали о своей семье. Немалую фантазию родители проявили при оформлении герба семьи. Ни один герб не походил на другой, каждый отражал особенности своей семьи.

     Вывод, к которому мы пришли: важно, чтобы в своем родном доме ребенок рос не гостем, а хозяином, чтобы он имел какие – то обязанности, - это способствует укреплению чувства семьи.

Постепенно детей знакомили с детским садом, своей улицей, селом, а затем и со страной, ее столицей и символами. Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край, родное село... (рассматривали фотографии «Достопримечательности моего села», провели совместно с родителями викторину «Моя малая Родина-село Шира»)

Для успешного решения поставленных задач мы создали предметно-развивающую среду: в группах оформили патриотические уголки, подобрали материал о родном крае и его достопримечательностях.

     Проводили различные игры по воспитанию патриотизма у дошкольников:

- Дидактические: «Узнай, что растет в нашем крае», «Расскажи, где ты был»;

- Настольно-печатные: «Распредели всем поровну», «Стань лидером», «Биржа»;

- Подвижные: «Мы туристы», «Кто быстрее», «Военные сборы», «Кто первый добежит до флажка»;

- Музыкальные: «Во поле береза стояла», «Сбор урожая», «Помоги бабушке распутать клубочек»;

-Спортивные: «Зарница», «Олимпийские игры»;

  • «Профессии», «Театр», «Школа», «Супермаркет», «Поликлиника», «Библиотека», «Банк».
  • работа была проведана по знакомству детей с подвигом народа во время Великой Отечественной Войны, с традициями празднования Дня Победы. Для этого мы с детьми посетили Ширинский краеведческий музей, где познакомились с экспозицией «Боевой Славы». Именно на этом и основывается патриотическое воспитание дошкольников.

     В результате проведенной работы знания наших воспитанников о семье, о детском саде, о селе стали глубже, шире, их рассказы стали содержательными, образными, эмоциональными.

  • этих рассказах было ярко выражено отношение детей к своему родному поселку, они уже резко отличались от прежних. Богатство впечатлений детей отражались в их игровой деятельности. В рисунках у ребят появились темы: «Наша улица», «Мой детский сад», «Мой двор», «Моя семья», «Моя Россия».

     В результате нами созданы оптимальные условия для формирования у детей основы гражданственности, воспитания патриотизма, а также формирования интереса к своей малой родине. Очевидно, что мероприятия по патриотическому воспитанию в детском саду могут и должны быть самыми разнообразными. Любовь к Родине детям невозможно привить через скучные лекции и нравоучения и, составляя план по патриотическому воспитанию, необходимо учитывать все это.

Библиографический список:

  1. Микляева Н.В. «Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников» М.: ТЦ Сфера, 2013-144стр.
  2. Якушева Т.А. «Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребенка старшего дошкольного возраста» Дошкольная педагогика. 2006 №6
Категория: Из опыта работы | Добавил: moldra2 (24.05.2019) | Автор: Кычакова Н.В., Терскова О.И.
Просмотров: 531 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar