Главная » Статьи » Из опыта работы

Эксперименты и опыты с перьями птиц с дошкольниками

Задачи:

1. Дать детям первичное представление о значении перьев в жизни птиц.

2. Побуждать детей к выполнению элементарных опытов, развивать умение наблюдать и делать словесные выводы.

3. Расширить активный словарь детей по теме: «Птицы» по средствам дидактической игры.

 

Орг. момент: дети заходят в группу и видят следы птиц и перья.

- Кто оставил следы? (птицы)

- Как догадались? (по перьям)

- Какие птицы могут оставить следы и перья сегодня? (зимующие, перелетные)

(Просмотр картинок: разнообразие птиц) просматривая картинки дети играют в дидактическую игру

 

 Дидактическая игра «Скажи наоборот».

 У воробья туловище мелкое, а у вороны - …(крупное). У вороны клюв большой, а у воробья - … .

 Все птицы разные, а что у них общего? Что отличает их от остальных животных? (Перья)

- Какие перья интересные, какие разные, предлагаю их исследовать в нашей лаборатории.

 

Набор для исследования:(перья маховые и пуховые, камни, весы, молнии, пипетки, емкость с водой, растительным маслом, бумажное крыло, лупы, проволока, кисточки, салфетки, ножницы, клеенка).

 

Основная часть. Опыты.

- Потрогайте перо. Какое оно? (плотное, жесткое, большое)

- Интересно, легкое оно или тяжелое?

Дети кладут на одну руку перо, на другую – камень. (легкое)

- А как еще можно доказать, что перо легкое?

- Попробуем взвесить на весах?

- Положите на чашу весов свое перышко. Что-нибудь изменилось? (нет)

- А теперь, я, положу.

- Что-нибудь изменилось? (нет) Чаша весов даже не покачнулась.

- Так какой мы с вами можем сделать вывод? (перья легкие, воздушные)

- Правильно все перья очень легкие.

- А знаете, почему они такие легкие и воздушные? Посмотрите внимательно на перо. Из каких частей состоит перо? Из бороздок и стержня, как вы думаете, что находится внутри стержня?

Правильно, потому что внутри стержня пустота, в которой находится воздух.

- Подбросьте перо. Что вы видите? (падает медленно, плавно кружась).

- А за счет чего оно легкое? (стержень пустой)

- Отрежьте край у пера – видим пустоту (можно попробовать вставить проволоку цветную, проверить пустоту.)

- Вот почему оно легкое, стержень пустой. Помашите пером, что вы ощущаете? (Воздух)

- Когда птица машет крыльями, перо эластично пружинит, не расцепляя волоски.

- Давайте посмотрим перо через лупу.

- Видите, на бороздках пера есть выступы и крючочки, которые прочно и легко соединяются, застегивая поверхность пера, а если они расцепляются, то птица клювом соединяет их. Когда -то это увидели очень внимательные люди и изобрели замок-молнию.

 

Опыт с молнией и с маховым пером.

 

- А какие перья лежат у вас ещё?

- Пуховое (маленькое, пушистое, тоненькое, волоски не сцепленные, стержень тоненький).

Накладываем и сравниваем с маховым. (водим по руке – мягкое, пушистое)

-Как вы думаете, зачем такое перо птице? (Пуховое перо служит птице для сохранения тепла. Находятся на туловище, голове, крыльях, лапах).

- Интересно, какое перо легче – перовое или маховое? (Дети дуют – какое улетит быстрее – пуховое или маховое?)

- Перья на хвосте называются «рулевые». они помогают менять направление полета.

- Исследовав перья в нашей лаборатории можем сделать вывод - зачем птицам перья? (Помогают птице взлететь, держаться на воздухе, предохраняют от ушибов, пересыхания, намокания)

- А как вы думаете, почему у водоплавающих перья не намокают? Потому что, у них есть специальная жировая железа и птицы сами клювом смазывают перья.

Давайте проведем эксперимент.

- У вас бумажное перо, нанесем кисточкой на него жировую смазку (растительное масло, а теперь пипеткой капните воду. Вода скатывается, вот так и с перьев птиц. Не зря говорит пословица «Как с гуся вода».

- А где в быту нам может пригодиться перо? (в старину на Руси писали перьями)

- А рисовать можно? Давайте попробуем.

Обводим силуэт птицы.

- О чем узнали мы сегодня в лаборатории профессора?

- О том, как устроены птичьи перья и их назначение.

- Птицы каждый день заботятся о своих перьях, тщательно чистят свое оперение, удаляют чужеродные предметы, вытирают жир и периодически меняют лишнее перо.

 

А что еще могут делать птицы?

Игра с мячом «Подбери действие».

Дети передают мяч друг другу и называют, что умеют делать птицы: летать, клевать, прыгать, петь, чистить перышки, вить гнезда, высиживать яйца, заботиться о птенцах, спать, пить, сидеть на ветке, искать корм.

Итог. Сегодня мы провели много экспериментов с перьями. Много нового узнали о птицах. В следующий раз мы встретимся у птичьей кормушки и узнаем, чем более всего любят лакомиться птицы, которые остаются с нами на зиму.

Категория: Из опыта работы | Добавил: moldra2 (26.11.2024) | Автор: Кычакова Н.В.
Просмотров: 35 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar