Главная » Статьи » Из опыта работы |
Задачи: 1. Дать детям первичное представление о значении перьев в жизни птиц. 2. Побуждать детей к выполнению элементарных опытов, развивать умение наблюдать и делать словесные выводы. 3. Расширить активный словарь детей по теме: «Птицы» по средствам дидактической игры.
Орг. момент: дети заходят в группу и видят следы птиц и перья. - Кто оставил следы? (птицы) - Как догадались? (по перьям) - Какие птицы могут оставить следы и перья сегодня? (зимующие, перелетные) (Просмотр картинок: разнообразие птиц) просматривая картинки дети играют в дидактическую игру
Дидактическая игра «Скажи наоборот». У воробья туловище мелкое, а у вороны - …(крупное). У вороны клюв большой, а у воробья - … . Все птицы разные, а что у них общего? Что отличает их от остальных животных? (Перья) - Какие перья интересные, какие разные, предлагаю их исследовать в нашей лаборатории.
Набор для исследования:(перья маховые и пуховые, камни, весы, молнии, пипетки, емкость с водой, растительным маслом, бумажное крыло, лупы, проволока, кисточки, салфетки, ножницы, клеенка).
Основная часть. Опыты. - Потрогайте перо. Какое оно? (плотное, жесткое, большое) - Интересно, легкое оно или тяжелое? Дети кладут на одну руку перо, на другую – камень. (легкое) - А как еще можно доказать, что перо легкое? - Попробуем взвесить на весах? - Положите на чашу весов свое перышко. Что-нибудь изменилось? (нет) - А теперь, я, положу. - Что-нибудь изменилось? (нет) Чаша весов даже не покачнулась. - Так какой мы с вами можем сделать вывод? (перья легкие, воздушные) - Правильно все перья очень легкие. - А знаете, почему они такие легкие и воздушные? Посмотрите внимательно на перо. Из каких частей состоит перо? Из бороздок и стержня, как вы думаете, что находится внутри стержня? Правильно, потому что внутри стержня пустота, в которой находится воздух. - Подбросьте перо. Что вы видите? (падает медленно, плавно кружась). - А за счет чего оно легкое? (стержень пустой) - Отрежьте край у пера – видим пустоту (можно попробовать вставить проволоку цветную, проверить пустоту.) - Вот почему оно легкое, стержень пустой. Помашите пером, что вы ощущаете? (Воздух) - Когда птица машет крыльями, перо эластично пружинит, не расцепляя волоски. - Давайте посмотрим перо через лупу. - Видите, на бороздках пера есть выступы и крючочки, которые прочно и легко соединяются, застегивая поверхность пера, а если они расцепляются, то птица клювом соединяет их. Когда -то это увидели очень внимательные люди и изобрели замок-молнию.
Опыт с молнией и с маховым пером.
- А какие перья лежат у вас ещё? - Пуховое (маленькое, пушистое, тоненькое, волоски не сцепленные, стержень тоненький). Накладываем и сравниваем с маховым. (водим по руке – мягкое, пушистое) -Как вы думаете, зачем такое перо птице? (Пуховое перо служит птице для сохранения тепла. Находятся на туловище, голове, крыльях, лапах). - Интересно, какое перо легче – перовое или маховое? (Дети дуют – какое улетит быстрее – пуховое или маховое?) - Перья на хвосте называются «рулевые». они помогают менять направление полета. - Исследовав перья в нашей лаборатории можем сделать вывод - зачем птицам перья? (Помогают птице взлететь, держаться на воздухе, предохраняют от ушибов, пересыхания, намокания) - А как вы думаете, почему у водоплавающих перья не намокают? Потому что, у них есть специальная жировая железа и птицы сами клювом смазывают перья. Давайте проведем эксперимент. - У вас бумажное перо, нанесем кисточкой на него жировую смазку (растительное масло, а теперь пипеткой капните воду. Вода скатывается, вот так и с перьев птиц. Не зря говорит пословица «Как с гуся вода». - А где в быту нам может пригодиться перо? (в старину на Руси писали перьями) - А рисовать можно? Давайте попробуем. Обводим силуэт птицы. - О чем узнали мы сегодня в лаборатории профессора? - О том, как устроены птичьи перья и их назначение. - Птицы каждый день заботятся о своих перьях, тщательно чистят свое оперение, удаляют чужеродные предметы, вытирают жир и периодически меняют лишнее перо.
А что еще могут делать птицы? Игра с мячом «Подбери действие». Дети передают мяч друг другу и называют, что умеют делать птицы: летать, клевать, прыгать, петь, чистить перышки, вить гнезда, высиживать яйца, заботиться о птенцах, спать, пить, сидеть на ветке, искать корм. Итог. Сегодня мы провели много экспериментов с перьями. Много нового узнали о птицах. В следующий раз мы встретимся у птичьей кормушки и узнаем, чем более всего любят лакомиться птицы, которые остаются с нами на зиму. | |
Просмотров: 35 | |
Всего комментариев: 0 | |