Главная » Статьи » Из опыта работы

Экологическое воспитание дошкольников в свете новых Федеральных государственных образовательных стандартов.

   История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе развития общества вопросы традиционного взаимодействия природы и человека выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. Для предотвращения этого необходимо воспитывать экологическую культуру и ответственность, и начинать экологическое воспитание надо с младшего дошкольного возраста, так как приобретенные именно в этот период знания могут преобразоваться в дальнейшем в прочные убеждения.

    Раскрыть перед детьми красоту природы и научить увидеть её дело сложное.   Дети очень наблюдательны и внимательны к словам воспитателя, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание.

    Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой мы личным примером демонстрирую детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.

    Для того чтобы научить детей как правильно вести себя в природе, с  малышами провели  такие НОД как: «Не топчи травку», где дети учатся, бережно относится к растительному покрову, беречь красоту, которые создают газоны; «Как звери к зиме готовятся»; рассматривали комнатные растения; занятия по художественному творчеству рисование «Золотая осень», «Рыбка»; обыгрывали р.н. сказку «Репка» и т.д..   Со старшими детьми – НОД  «Стрекозы, бабочки, пчелы, кузнечики» - дети учатся не причинять вреда полезным видам насекомых, а также уметь видеть и радоваться красоте всего живущего на земле;  «Экологический КВН»; провели викторины «В мире растений» и «Птицы наши друзья», открытое НОД с введением элементов НРК  «Как прекрасен этот мир».    

    Необходимо научить ребенка понимать важность, полезность окружающего нас живого и неживого объекта, а также научиться бережно относится к ним, для этого эффективно использование НОД «Напоминающие знаки», которое прошло в подготовительной группе.  Цель этого занятия – изучить с детьми нормы и правила поведения в природе, побуждать детей к фантазии и творчеству.  Для этого мы с детьми изготовили карточки со знаками, напоминающими правила поведения в природе. Например: не разоряй муравейники, не лови насекомых, не разоряй птичьих гнезд, не лови диких животных и не уноси их домой, не ломай деревьев, не рви цветы и травы и т.д. Эффективно подписывать эти картинки. Например: карточка с нарисованным цветком и подпись: «Не рви меня, пожалуйста!» А также предложить детям самим придумать подписи к карточкам или нарисовать придуманные ими карточками. Такие занятия закрепляют у детей знания о культуре поведения в природе, а также учат верно, оценивать свои поступки и поступки окружающих.       Прогулки также широко используются для экологического воспитания детей.   Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, снега, льда, воды. Кроме этого используются разнообразные игровые упражнения » Найди по описанию», «Что, где растёт», «Узнай и назови», «Вершки- корешки», «Загадки о животных», на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.).Дети очень любят играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром .Через игры дети могут определить силу и направление ветра, его контрастность. В старшем дошкольном возрасте круглый год ведутся наблюдения за состоянием погоды, сезонными изменениями в живой и не живой природе. Данные наблюдений фиксируются в календарях природы. В уголке природы ведут наблюдения за ростом и развитием комнатных растений.  

      Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями мы стараемся использовать как можно больше опытов. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Проводятся опыты чаще всего в старших группах, а в младшей и средней группах используются отдельные поисковые действия.   Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В процессе наблюдений предлагаем детям пословицы, поговорки, загадки.  

   В работе по экологическому воспитанию детей широко использую различные дидактические игры природоведческого содержания. Например: «Ботаническое лото», «Зоологическое лото», «Что, где растет?», «От чьей ветки – детки?» и т.д.  Немало игр изготовила самостоятельно, такие как: «Кто где живет?», «Чьи детки?», «Чудо-дерево», «Пары», «Чей дом?», «Кого не хватает?». Игры помогают запоминать названия растений и животных.   Дидактические игры способствуют развитию памяти, внимании, наблюдательности, активизируют разнообразные мыслительные процессы, обогащают, активизируют словарный запас, способствуют воспитанию умения играть вместе, применять знания в новых условиях, умению сопереживать, сочувствовать. Дидактические игры целесообразно совмещать с движением. Гуляя осенью по участку, показывая опавший лист, мы просим найти такие же, затем предлагаю детям указать дерево, с которого упали листья, назвать его. Дошкольников очень интересуют игры с природным материалом. Гуляя  с родителями в парке, в роще дети с удовольствием собирают шишки,   семена растений, затем приносят в детский сад. Все это – материал для поделок. Разнообразных человечков, фигурки животных можно сделать из природного материала. Ценно не только изготовление поделок, но и их обыгрывание. С помощью поделок можно разыграть знакомые сказки, придумать свои сюжеты.   

 Известно, что игры бывают на разные темы и сюжеты. Немалое место в жизни ребенка занимают игры с природным содержанием, которые строятся на его знаниях в области и отражают ту или иную деятельность людей в природе. Например: «Зоопарк», «Магазин овощи-фрукты», «На ферме» и т.д. Сюжетно-ролевая игра с природным содержанием может быть развернута детьми после различных событий в его жизни: посещение цирка, поездка с родителями на юг или в деревню.

       В детском саду проводятся конкурсы детских рисунков:  « Времена года»,   «Листопад», «Зимушка - зима».    Дети стараются дома привлечь родителей, бабушек, дедушек, сестёр и братишек в изготовление поделок.  Проводим выставки на тему: «Поделки из овощей и фруктов», «Поделки из природного материала» . Детей это очень радует и забавляет.

Все работы по экологическому воспитаниюневозможно без работы с семьей.   Только опираясь на семью,   совместными усилиями мы можем решить главную задачу-воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей мы используем  такие формы как родительские собрания, консультации, беседы, анкетирование, изготовление памяток.

Ещё одна наша форма работы с семьёй — папки-передвижки, в которых родителям необходимо давать чёткие, конкретные, практические советы по узкой теме. Через них мы знакомим детей и родителей с народными приметами.

Мы считаем, что в результате проделанной работы есть положительные результаты:

  • сформированы начала экологической культуры у детей;
  • сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
  • дети учатся практическим действиям по охране природы;
  • развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
  • у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

  С уверенностью можно сказать, что наша работа по данному направлению обеспечивает развитию личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, что соответствует требованиям ФГОС ДО.

Библиографический список.

  1. Бондаренко Т. Н. «Экологические занятия с детьми» Воронеж, 2006.-159с.
  2. Виноградова Н.Ф. «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой»              М, Просвещение, 1982.-112с.
  3. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию» С-Пб6  «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.-336с.
  4. Дыбина О.В. «Неизвнданное рядом» М., ТЦ Сфера, 2015.-192с.
  5. Кравченко И В. В контексте ФГОС ДО «Прогулки в детском саду» М., Сфера, 2015.-208с.
  6. Рунова М. А. «Ознакомление с природой через движение» М.: Мозаика-Синтез, 2006.-112с.
  7. Соломенникова О.А. «Ознакомление с природой» М.: Мозаика-Синтез, 2012.-96с.
  8. Тугушева Г.П. Чистякова А.Е. В контексте ФГОС ДОУ«Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» СПб  «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.-128с.
Категория: Из опыта работы | Добавил: moldra2 (03.06.2019) | Автор: Кычакова Н.В., Терскова О.И.
Просмотров: 471 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar