Главная » Статьи » Мои статьи

Игра — важная роль в развитии детей

    «Основной вид деятельности детей дошкольного возраста — игра, впроцессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т.д. Кроме того, игра — это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта». Д.В. Менджерицкая [№2, стр31].

    Советский педагог В.А.Сухомлинский подчеркивал, что « игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливаетсяживительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра- это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» [№3, стр. 171].

    А.М. Горький говорил: «Игра- это путь детей к пониманию мира, в которомони живут и который призваны изменить» [№1, стр. 82].

    Д.Б. Эльконин считал, «что сам факт принятия на себя роли и умения действовать в воображаемой ситуации есть акт творчества: ребенок творит, создавая замысел, разворачивая сюжет игры» [№4, стр. 93].

    Мы тоже думли, что игра представляет огромную деятельность, котораярасцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей егожизни. Она является средством формирования самооценки, морально-волевых качеств, чувств, интеллекта, физического развития, трудолюбия. Игра- явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности детского коллектива. Игра становится центром, вокруг которого сосредотачиваются главные интересы и переживания детей. В игре, как в зеркале отражаются взаимоотношения и воспроизводят их в игровой ситуации.

    Игра дает ребенку возможность вступать во взаимодействияс такими сторонами жизни, с которыми в реальной жизни ребенок вступить не может.

     

    Из опыта работы:

     

    "Мы пришли к выводу, что сюжетно-ролевая игра - творческая деятельность детей. Они в ней воспроизводят все то, что видят вокруг, Сколько выдумки требуется, чтобы решить в какое путешествие отправиться, какой соорудить корабль или самолет, какое подготовить оборудование.

    Дети не вынашивают свой замысел, не готовятся длительное время к выполнению роли, как актеры. Они играют для себя, выражая свои мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в настоящий момент. Поэтому игра - всегда импровизация.

    В настоящее время ученые и практики обеспокоены тем, что игра исчезает из жизни детей, ей не находится места в режиме детского сада.

    Мы считаем, что это не так. Время на игру всегда естъ. Главная цель — правильно его использовать, всячески поощрять детей к самостоятельным играм. Мы считаем, что руководство творческими играми — одно из самых сложных.Педагог не может заранее предвидеть, что придумают дети, и как они будут вести себя в игре. Но это не значит, что роль воспитателя в творческой игре менее активна, чем на занятиях или в играх с правилами.

    Однако своеобразие детской деятельности требует и своеобразия их приемов управления. Умение завоевывать доверие детей, установить с ними контакт - важнейшее условие успешного руководства творческими играми.

    Для этого мы стараемся относиться к игре серьезно, с искренним интересом, понять замысел детей, их переживания. И дети охотно рассказывают о своих планах, обращаются к нам за советом и помощью. Чтобы дети овладели игровыми умениями, чтобы дать игре нужное направление, мы играем вместе с ними, при этом стараемся не нарушать замысел детей, вызвать у них уважение и доверие.

    В игре раскрываются особенности каждого ребенка, его интересы, положительные и отрицательные черты характера. Наблюдения за детьми в процессе этого вида деятельности дают нам богатый материал для изучения своих воспитанников, помогают найти правильный подход к каждому ребенку.

    Мы заметили, что интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность и активной деятельности. Даже в хороших условиях, при полноценном питании ребенок будет плохо развиваться, станет вялым, если он лишен полноценной игры.

    Но на каждом возрастном этапе построение игры разное. Приходя в 1ую младшую группу, дети не умеют говорить, для них все начинается впервые. И очень важно завоевать доверие ребенка.

     

    Для этого приходится говорить очень много ласковым, спокойным голосом. И ребенок раскрывается и начинает играть с тобой.

    Мы не только показываем предметы, но и действия с ними (наливаем чай вчашку, насыпаем сахар ложкой, надеваем на куклу платье и т. д.) и заметили, что это дает хорошие результаты - дети сами справляются с предметами: самостоятельно кормят куклу, одевают ее на прогулку, нагружают машину кубиками, перевозят их к месту строительства и т. д.

    Во второй младшей группе ребенок активно переходит от предметного взаимодействия к воспроизведению человеческих взаимоотношений; в его игре отражаются нормы и правила социальных контактов, которые воздействуют на становление его нравственной сферы.

     Кризис трех лет ребенка сопровождается желанием ребенка действовать все более самостоятельно: одеваться, выбирать пищу, производить постройку, устанавливать правила в игре. Но в этом возрасте проявляется интерес к игрушке и более активные дети стараются забрать ее у других.

    Благодаря нашей работе в средней группе дети стали объединяться в небольшие группы по интересам, начали понимать, что вколлективном труде необходимо оказывать друг другу помощь.

    К концу дошкольного возраста сюжетно- ролевая игра несколько изменяется. Она отличается разнообразием тематики, ролей, игровых действуй, правил.

    Наш поселок не имеет промышленных предприятий, поэтому родители детей работают в основном в больнице, в полиции, в школе или являются частными предпринимателями.  Но у нас в районе очень много озер, пещер, горных рек. Для того, чтобы дети отображали реальную жизнь в играх были изготовлены игры: «Рыбалка», «Аптека», «Заправочная станция», «Авторемонтная мастерская», «Путешествие», «Библиотека», «Школа», «Парикмахерская» и др.

    Но каждая длительная игра требует и достаточных знаний. Для этого мы проводим очень большую предварительную работу: читаем детям много художественной литературы, рассматриваем с детьми иллюстрации, картины. На занятиях и в свободное время изготавливаем атрибуты для игр. Проводим очень много индивидуальных бесед с детьми, чтобы помочь им создать игровой образ.

    Все это дает положительные результаты- дети могут играть продолжительно, у них воспитывается активность и навыки самоорганизации.

    Дидактические игра — игра, предназначенная для обучения детей. Она развивает главным образом умственные способности детей.

     

    Учитывая, что в дидактических играх развиваются органы чувств ребенка, внимание, память и логическое мышление, воображение. В своей работе используем эти игры во время НОД и в других режимных моментах.

    Дети решают умственные задачи, предложенные нами в занимательной игровой форме, пытаемся сделать так, чтобы они сами находили решения, преодолевая при этом определенные трудности. Стараемся во время игры постоянно поддерживать увлеченность игровой задачи.

    В разных возрастных группах руководство игрой особенное. В младших группах мы сами играем с детьми, объясняем им правила игры.

    В старших группах объясняем задачу и правила. Следим, чтобы игровая задача выполнялась самостоятельно.

    Чтобы вызвать у детей интерес к игре мы пользуемся различными приемами: используем загадки, считалки‚ сюрпризы, и др. Во многих дидактических играх для старших дошкольников имеются элементы соревнования: кто-то выигрывает, кто-то проигрывает.

    Иногда это вызывает у детей излишнее возбуждение. Мы  стараемся не допустить этого, воспитать у детей доброжелательное отношение друг к другу во время игры. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. Это повышает у детей интерес к игре и позволяет без ошибки определить победителя.

    Применяем дидактические игры и в ознакомлении детей с природой. Такие дидактические игры как «Когда это бывает», «К такому-то дереву беги», «А если бы и другие», «Что изменилось», «Хорошо-плохо», «Горячо-холодно» помогают создать благоприятные условия для развития логического мышленияи речи детей.

     При использовании дидактических игр «Кто быстрее», «Кто больше знает» и др. стараемся сформировать у детей способность к самооценке.

    В своей работе мы  убедились, что применение дидактических игр эффективнотолько тогда, когда их проводишь ежедневно и с постепенным усложнением содержания, игровых правил и действий.

    Подвижные игры привлекают детей возможностью применять свои знания и умения для решения конкретной двигательной задачи в условиях

    меняющейся игровой обстановки.

    Очень важна роль подвижных игр в увеличении двигательной активности детей в течение дня. Активность детей в играх зависит от целого ряда условий: содержания игры, характера и интенсивности движений в ней, от организации и методики ее проведения, а также от подготовленности детей.

    Одной из задач педагогического руководства подвижными играми является поддержание в них достаточной активности всех детей, постепенное усложнение движений в соответствии с возрастными особенностями детей. Наиболее эффективно проведение подвижных игр на свежем воздухе: у детей улучшается аппетит, укрепляется нервная система, повышается сопротивляемость организма.

    За время  работы мы убедились, что подвижные игры являются наиболее доступным и благоприятным средством роста физическихсил детей. Содержание игр должно соответствовать уровню развития и подготовленности детей.

    В утреннее время дети приходят в детский сад еще «не проснувшись», поэтому стараемся включать игры малой подвижности: «Прокати мяч», «Пройди по дорожке», хороводные игры. Всегда используем подвижные игры в комплексе утренней зарядки.

    В спортивных досугах и развлечениях стараемся включать игры с элементами соревнования - индивидуального или группового. Эстафеты‚ а также игры с разнообразными предметами (мячи, скакалки, обручи, набивные мячи, кегли и др.). Большое место уделяем русским народным играм, а также используем хакасские народные игры, такие как: «Волк и козлята», «Медведь и пень», «Игра с веревкой».

    Целесообразно проводить подвижные игры на прогулке. Заметили, что наиболее благоприятными сезонами для проведения подвижных игр на воздухе являются поздняя весна, лето и ранняя осень. Поэтому стараемся использовать игры  с самыми разнообразными двигательными заданиями.

    В зимнее время очень неудобно проводить подвижные игры, так как дети одеты в зимние комбинезоны и их движения ограничены, они становятся неповоротливы, неуклюжи. Поэтому подбираем игры с менее активными действиями и стараемся проводить их в конце прогулки.

    И что самое замечательное: дети приходят в детский сад, не умея даже правильно ходить, но постепенно, благодаря использованию подвижных игр, укрепляется здоровье детей, дети становятся подвижными, активным, движения детей становятся координированными, красивыми.

    Театрализованные игры имеют огромное значение в эстетическом воспитании детей. Они воспитывают активность, коллективизм, уверенность в своих силах.

    Так как театрализованная деятельность в детском саду пронизывает все режимные моменты, мы стараемся использовать ее везде: во время НОД, совместной деятельности детей и взрослых, в свободное время. 

             Во время НОД мы включаем театрализованные игры, как игровой прием: вводим персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки.

     

    Игровые приемы позволяют более доступно объяснить детям тот или иной материал, привлекают своей ненавязчивостью.

    Так, на занятие по математике в гости приходит Петрушка, который не умеет считать, и дети объясняют ему правила математики. Во время НОД по ознакомлению с окружающим миром смешной Карлсон с удовольствием постигает вместе с детьми секреты ухода за растениями, а куклы — зверята разыгрывают представление на тему: «Почему нужно беречь все живое» и т. д.

    Мы заметили, что самостоятельная игра возникает под воздействием впечатлений, полученных из окружающей среды, дети играют в Деда Мороза и Снегурочку и др.

    В самостоятельную игру детей переносится только то, что взволновало их воображение яркими, захватывающими образами, заставило испытать сильные чувства, пробудило интерес, дало пищу для размышлений. Коллективный характер театрализованной деятельности позволяет расширять и обогащать опыт сотрудничества детей, как в реальных, так и в воображаемых ситуациях.

    Мы  заметили, что многие старшие дошкольники теряются при выступлении, наряду со сценическим волнением у них появляется стеснительность, но коллективная театрализованная деятельность помогает бороться с этим чувством.

    После того, как ребенок смог преодолеть себя и выйти на сцену, он попадает под влияние детей, которым весело и радостно, и заряжается их настроением.

     Мы используем упражнения на развитие памяти, внимания и др. психических функций, что тоже способствует преодолению сценического волнения. Врезультате проделанной работы в спектаклях участвовали дети всей группы.   

    Виды театрализованных игр разнообразны.

    Для драматизации сказок мы изготовили своими силами настольные театры: «Колобок», «Заюшкина избушка». Театр на деревянных ложках «Теремок», теневой театр «Волк и коза». Театр на бумажных тарелках «Репка», куклы «Живая рука», куклы-марионетки.С помощью родителей были изготовлены пальчиковые театры, куклы Би-ба-бо.

    Благодаря всему этому дети в группе очень любят театрализованные игры. Они как бы живут одной жизнью с героями инсценировок, выражают свое одобрение или негодование, восклицаниями нередко вмешиваются в ход событий, часто самостоятельно повторяют, преобразовывают инсценировки, включают их в сюжетно-ролевые игры.

    И очень приятно, что наша работа не проходит даром. Дети становятся активными, уверенными в себе и когда они покидают детский сад и уходят в школу, то продолжают заниматься в различных кружках, в музыкальной школе и принимают участие во всех мероприятиях нашего поселка.

     

    За время работы мы заметили, что большую роль в педагогическом процессе играет работа с родителями, т.к. неумение многих родителей использовать семейные условия для воспитания детей в игре объясняются отсутствием у них педагогических знаний.

    Стремясь с ранних лет готовить ребенка к школе, родители вместо игр занимают его беспорядочным чтением книг, обучению письму, счету. Некоторые родители игнорируют игру как воспитательное средство. Они прибегают в основном к назиданию, морализации и забывают о великой силе игрушки.

    Часто родители идут на поводу у детей и накупают им как можно больше дорогих всячески разукрашенных игрушек. Этим они стараются доставить удовольствие своим детям. Поэтому приходится проводить большуюработу с родителями. Для этого мы постоянно проводим родительские собрания, например: 1. «Играем вместе с детьми» (1 мл.гр.), 2. «Какие игрушки нужны вашим детям» (2 мл.гр.), 3. «Игра в жизни вашего ребенка» (ср. гр.), 4.

    «Сюжетно-ролевая игра и ее значение в нравственном воспитании детей» (ст.гр.). родительские собрания проводим в нетрадиционной форме: «Круглый стол» и д.р.

    Мы оформили много папок-передвижек: «Игра- обучение- развитие», «Использование дидактической игры для развития логического мышления и сенсорики», «Подвижные игры».

    Во время игры делем фотографии воспитанников и помещаем на стенд «Игра в жизни вашего ребенка».

    Проводим много индивидуальных бесед и консультаций с родителями в письменной и устной форме, пытаемся  им внушить, что чем больше они уделяют внимания своему малышу, тем лучше между ними взаимоотношения, что общие интересы сближают их, создают в семье дружескую атмосферу.

         Даем советы родителям по выбору игрушек для детей и по оформлению игровых уголков дома.

    Проанализировав опыт работы по формированию игровой деятельности, мы пришли  к следующим выводам, что полноценного развития игра детей достигает лишь тогда, когда воспитатель систематически и целенаправленно формирует эту деятельность, отрабатывая все ее компоненты. Так, в сюжетно-ролевой игре он выделяет для ребят на фоне целостного сюжета содержание и способов ролевого взаимодействия. В дидактических играх помогает им выделить и осознать правила, определить последовательность действий и конечный результат.  Во время организации и проведения подвижных игр знакомит с содержанием правил и требований к игровым действиям, раскрываетсмысл игровой символики и функции игровых атрибутов, помогаетоценивать достижения сверстников.

     

    Наряду с этим воспитатель должен руководить самостоятельными играми детей, осторожно направляя их в нужное русло с помощью организации игрового пространства и специального подготовленногоэтапа игры.

    Важно сформировать доброжелательные отношения между детьми. Для этого мы показываем им, как можно вместе играть в дидактические и подвижные игры, как вдвоем посмотреть картинки, как пожалеть упавшего сверстника, помочь ему.

    Обращаемся с детьми ровно, спокойно, терпеливо. Ведь от того, как взрослый обращается к детям, во многом зависит психологический климат в группе.

    Таким образом, в результате нашей целенаправленной работы мы убедились на практике, что игровая деятельность является основой дошкольного воспитания. Игра помогает нам научить детей логически и творчески мыслить, прививать навыки общения. Дети активны, любознательны, обладают навыками саморегуляции и самореализации.

    Мы научили детей играть, что помогло создать положительную психологическую атмосферу в группе:

- Воспитанники любят игру и умеют играть;

- Дети охотно идут в детский сад и нам очень радостно и легко,

    когда они с удовольствием играют.

    Мы убеждены, что игровой деятельности в детском саду должно уделяться особое внимание, так как игра составляет сущность воспитания. В ней происходит творческая переработка, преобразование и усвоение того, что ребенок берет из жизни, что и тренбуется по новым ФГОС.

     

Список используемой литературы:

 

  1. Бондаренко А.К.  «Дидактические игры в детском саду» - М.:  Просвещение, 1985.
  2. «Воспитание детей в игре»: пособие для воспитателя детского сада. /Сост.: А.К. Бондаренко, А.И. Матусик-2е издание переработанное и дополненное- М.: Просвещение, 1983.
  3. Губанова Н.Ф.  «Театрализованная деятельность дошкольников».- М.: ВАКО, 2007.         
  4. Губанова Н.Ф.  «Игровая деятельность в детском саду».- М.: Издательство Мозайка-синтез, 2006.
  5. Доронова Т.Н. «Играем в театр».- М.: Просвещение, 2005.
  6. Зворыгина Е.В. «Первые сюжетные игры малышей». - М.: Просвещение, 1988.
  7. «Игра дошкольника». / Под ред. Новоселовой С.А.- М.: Просвещение, 1989.
  8. Менджерицкая Д.В. «Воспитателю о детской игре».- М.: Просвещение, 1982.
  9.  Смоленцева А.А. «Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием». – М.: Просвещение, 1987.
  10. Скороова О.А., Логинова А.В. «Играем? Играем!!!»- М.2006.
  11. Спецкурс: «Воспитание детей в игре». – М.1996.
  12. Тимофеева Е.А.«Подвижные игры». – М.: Просвещение, 1986.
  13. Эльконин Д.Б. «Психология игры». М.: Просвещение, 1986.
  14. Фребель Ф. «Будем жить для своих детей». – М.: Идательский дом «Карапуз», 2001
  15. Усова А.П. «Роль игры в детском саду». – М.: Просвещение, 1961
Категория: Мои статьи | Добавил: moldran (03.11.2015) | Автор: Кычакова Н.В.
Просмотров: 606 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0