Главная » Статьи » Мои статьи

Экологическая воспитательная наука для детей дошкольного возраста. Обобщение опыта

Актуальность нашей темы по самообразованию заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.
История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе развития общества вопросы традиционного взаимодействия природы и человека выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. Для предотвращения этого необходимо воспитывать экологическую культуру и ответственность, и начинать экологическое воспитание надо с младшего дошкольного возраста, так как приобретенные именно в этот период знания могут преобразоваться в дальнейшем в прочные убеждения. 
 Таким образом,  мы  поставили  перед собой следующую цель:

•     воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание).
 Задачи:
•     формировать систему экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие) ;
•     развивать эстетические чувства (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).
•     участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
 Все составляющие подобного комплексного подхода к экологическому воспитанию в условиях дошкольного учреждения существуют не обособленно, а взаимосвязано. Так, гуманное отношение к природе возникает в процессе осознания того, что окружающий нас мир неповторим, уникален, нуждается в нашей заботе, и закрепляется в процессе практической деятельности по уходу за комнатными растениями, обитателями живого уголка и т. д.
 Раскрыть перед детьми красоту природы и научить увидеть её дело сложное.   Дети очень наблюдательны и внимательны к словам воспитателя, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание.
 Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой  мы  личным примером демонстрируем  детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуем  в природоохранной деятельности.
 Прежде чем приступить к непосредственному формированию  представлений об окружающем мире детей   дошкольного возраста, мы приступили к изучению  методической    литературы : С.Н. Николаева «Место игры в экологическом воспитании дошкольника»;                           В.Н. Костыркина «Организация деятельности детей на прогулке»;                  О. Воронкович  «Добро пожаловать в экологию»;  Т.Н. Зенина «Экологическая  гостиная в доу»;  С.Н. Теплюк  «Занятия на прогулке с малышами».                                                                                                          Изучив данное направление, мы  пришли к выводу, что общение с окружающим миром способствует всестороннему  развитию детей: помогает развивать умственные способности и речь ребёнка, воспитывает в нём нравственные качества – патриотизм, трудолюбие, любовное и бережное отношение к богатствам нашей родины, развивает эстетическое чувство, укрепляет его здоровье. Ознакомление дошкольников с природой  происходит в учебной и повседневной деятельности.  Важной особенностью экологического занятия является обстоятельство, что на них дошкольников знакомят с материалом, который недоступен наблюдению, но представлен наглядно в пособиях или другим способом.  Чтобы научить детей как правильно вести себя в природе, с  малышами  мы провели  такие занятия как: «Не топчи травку», где дети учатся, бережно относится к растительному покрову, беречь красоту, которые создают газоны; «Как звери к зиме готовятся»; рассматривали комнатные растения; занятия по художественному творчеству рисование «Золотая осень», «Рыбка»; обыгрывали р.н. сказку «Репка» и т.д..   Со старшими детьми – занятие  «Стрекозы, бабочки, пчелы, кузнечики» - дети учатся не причинять вреда полезным видам насекомых, а также уметь видеть и радоваться красоте всего живущего на земле;  «Экологический КВН»; провели  викторины «В мире растений» и «Птицы наши друзья», открытое занятие с введением элементов НРК  «Как прекрасен этот мир».
Необходимо научить ребенка понимать важность, полезность окружающего нас живого и неживого объекта, а также научиться бережно относится к ним, для этого эффективно занятие «Напоминающие знаки», которое прошло в подготовительной группе.  Цель этого занятия – изучить с детьми нормы и правила поведения в природе, побуждать детей к фантазии и творчеству.  Для этого мы с детьми изготовили карточки со знаками, напоминающими правила поведения в природе. Например: не разоряй муравейники, не лови насекомых, не разоряй птичьих гнезд, не лови диких животных и не уноси их домой, не ломай деревьев, не рви цветы и травы и т.д. Эффективно подписывать эти картинки. Например: карточка с нарисованным цветком и подпись: «Не рви меня, пожалуйста!» А также предложить детям самим придумать подписи к карточкам или нарисовать придуманные ими карточками. Такие занятия закрепляют у детей знания о культуре поведения в природе, а также учат верно, оценивать свои поступки и поступки окружающих.       Прогулки также широко используются для экологического воспитания детей. Мы  знакомим  детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках мы  организуем  игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке имеем такое оборудование, как ящик с песком, совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, снега, льда, воды. Кроме этого используются разнообразные игровые упражнения » Найди по описанию», «Что, где растёт», «Узнай и назови», «Вершки- корешки», «Загадки о животных», на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.). Дети очень любят играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром .Через игры дети могут определить силу и направление ветра, его контрастность. В старшем дошкольном возрасте круглый год ведутся наблюдения за состоянием погоды, сезонными изменениями в живой и не живой природе. Данные наблюдений фиксируются в календарях природы. В уголке природы ведут наблюдения за ростом и развитием комнатных растений. Дети должны знать названия комнатных растений, части растений, способы размножения и ухода за ними.  В уголке природы ведутся наблюдения за ветками в зимний период, за проращиванием лука, зелени и других овощных и злаковых культур.  
       Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями мы стараемся использовать как можно больше опытов. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Проводятся опыты чаще всего в старших группах, а в младшей и средней группах используются отдельные поисковые действия. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.) Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В процессе наблюдений предлагаем  детям пословицы, поговорки, загадки. Образный язык помогает выделить особенности явления, определенные качества предмета, усилить эстетическое восприятие природы, обогащать, активизировать словарный запас.
 Часто на занятиях мы используем  художественную литературу.  Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Прежде всего, мы  используем  литературу, рекомендованную программой детского сада. После чтения с детьми проводим  беседу, задаем вопросы, видим в глазах детей сочувствие, сопереживание или радость, восторг. Очень приятно, когда дети задают вопросы, где проявляется у них забота и любовь о друзьях наших меньших: «А его кто-нибудь спасёт?», «А они не замёрзнут?», «А почему ему никто не помог?» Очень важно донести до детей смысл произведения.
Дошкольное детство – это период игры. Игра в детские годы преобладает над всеми другими делами ребенка. Игра оказывает на ребенка развивающее воздействие. Игра доставляет большую радость ребенку, потому что она дает ему возможность активно действовать.   Игры можно проводить и на занятиях, и на экскурсиях, и на прогулках.  
В работе по экологическому воспитанию детей широко используем различные дидактические игры природоведческого содержания. Например: «Ботаническое лото», «Зоологическое лото», «Что, где растет?», «От чьей ветки – детки?» и т.д.  Немало игр изготовили самостоятельно, такие как: «Кто где живет?», «Чьи детки?», «Чудо-дерево», «Пары», «Чей дом?», «Кого не хватает?». Игры помогают запоминать названия растений и животных. Кроме этого, можно свободно рассмотреть карточки, вместе вспомнить, где видели растения, где встречали животных, поговорить об их особенностях и образе жизни. Ведь в играх дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных. Многие игры подводят детей к обобщению и классификации. Дидактические игры способствуют развитию памяти, внимании, наблюдательности, активизируют разнообразные мыслительные процессы, обогащают, активизируют словарный запас, способствуют воспитанию умения играть вместе, применять знания в новых условиях, умению сопереживать, сочувствовать. Дидактические игры целесообразно совмещать с движением. Гуляя осенью по участку, показываем опавший лист, мы просим найти такие же, затем предлагаем детям указать дерево, с которого упали листья, назвать его. Дошкольников очень интересуют игры с природным материалом. Гуляя  с родителями в парке, в роще дети с удовольствием собирают шишки,   семена растений, затем приносят в детский сад. Все это – материал для поделок. Разнообразных человечков, фигурки животных можно сделать из природного материала. Ценно не только изготовление поделок, но и их обыгрывание. С помощью поделок можно разыграть знакомые сказки, придумать свои сюжеты.
Настольно-печатные игры – «Зоологическое лото», «Фрукты – овощи», «Четыре времени года» и др.
Предметные игры -  «Чудесный мешочек», «От чьей ветки – детки?», игры с семенами, листьями, цветами и др.
Словесные игры – «Кто летает, бегает, прыгает», «Я опишу, а ты отгадай» и др.
Подвижные игры – «Наседка и цыплята», «Овцы и волки», «Перелет птиц» и др. В подвижных играх совершенствуется координация движений, происходит становление двигательных навыков и умений, развиваются сила и выносливость. Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни, в некоторых отражены явления неживой и живой природы («Солнышко и дождик», «Шишки, желуди, орехи» и т.д.) 
Творческие игры. В игре дети отражают впечатления, полученные в процессе занятий, экскурсий, повседневной жизни, усваивают знания о труде взрослых, при этом формируется положительное отношение к труду (садовника, дворника, повара и т.д.)
В сюжетно-ролевых играх дошкольник приобщается к социальному миру взрослых людей. В одно мгновение он может стать продавцов, шофером, врачом, пожарным. Свои познания в области труда и деятельности взрослых, при  участии творчества и фантазии, ребенок воплощает в практику интересной игры.  Дети сами распределяют роли и воспроизводят в игре профессиональные действия взрослых, их взаимоотношения. 
Известно, что игры бывают на разные темы и сюжеты. Немалое место в жизни ребенка занимают игры с природным содержанием, которые строятся на его знаниях в области и отражают ту или иную деятельность людей в природе. Например: «Зоопарк», «Магазин овощи-фрукты», «На ферме» и т.д. Сюжетно-ролевая игра с природным содержанием может быть развернута детьми после различных событий в его жизни: посещение цирка, поездка с родителями на юг или в деревню.
        В детском саду проводятся конкурсы детских рисунков » Времена года»,   «Листопад», «Зимушка- зима».    Или такой конкурс «Лучшая поделка из природного материала». Дети стараются дома привлечь родителей, бабушек, дедушек, сестёр и братишек в изготовление поделок.
 Осенью проводим выставку на тему: «поделки из овощей и фруктов».  Детей это очень радует и забавляет.
Ведем  работу по экологическому воспитанию с семьёй. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу-воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей мы  используем   такие формы как родительские собрания, консультации, беседы, анкетирование, изготовление памяток. 
   Ещё одна наша  форма работы с семьёй — папки-передвижки, в которых родителям необходимо давать чёткие, конкретные, практические советы по узкой теме. Через них мы знакомим  детей и родителей с народными приметами. 
 Мы считаем, что в результате проделанной работы есть положительные результаты:
•     сформированы начала экологической культуры у детей;
•     сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
•     дети учатся практическим действиям по охране природы;
•     развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
•     у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

 

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: moldran (31.01.2016) | Автор: Кычакова Н.В., Терскова О.И.
Просмотров: 780 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar